Норвич терьер Жорик и его друзья

Библиотека => Воспитание собаки => Тема начата: Admin от Июнь 11, 2013, 12:21:05 pm

Название: Психология молодой собаки
Отправлено: Admin от Июнь 11, 2013, 12:21:05 pm
перевод Елены Федоровой

Стаей собака считает свое человеческое окружение, поэтому каковы отношения в этой «стае», такова и собака.

Важность понимания причин поведения собаки сложно переоценить. Чаще всего, причиной возникновения конфликта между хозяином и собакой является ошибочная интерпретация поведения собаки человеком. Например, глупо ожидать, что 2-месячный щенок сможет столько же терпеть до прогулки, как и взрослая собака. Некоторые породы собак вообще способны контролировать опорожнение мочевого пузыря только с 6-8 месяцев. Или, например, некоторых хозяев раздражает желание их собак обнюхивать зады и пахи других собак. По-видимому, таким хозяевам неизвестно, что это нормальное поведение собак, что именно таким образом они отличают знакомых им собак от незнакомых. В зависимости от степени знакомства с другой собакой поведение вашей собаки будет сильно отличаться. С самого юного щенячьего возраста собаки начинают обнюхивать друг друга, постепенно учась отличать друзей от врагов. Они даже запоминают определенные породы собак, по их размерам, цвету шерсти, положению ушей и движению хвоста. Они впечатлительны также, как и люди, и, если у них возник конфликт с каким-либо представителем породы, то он будут считать врагами всех собак этой породы. Поэтому очень важно помнить, что, если вашей собаке предстоит жить с другими животными, то необходимо уделить внимание установлению гармоничных отношений с этим животным с самых первых дней появления в доме собаки.

ПОСТИЖЕНИЕ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ И СОБАКОЙ РАЗЛИЧНЫ

Человек и собака видят и понимают мир по-разному. Например, собаки способны слышать ультразвуковые волны, а человек – нет. Поэтому раскаты грома они слышат значительно сильнее, чем люди. Сильно развитое обоняние позволяет собакам получать массу информации от мест, где «отмечались» другие собаки. Иногда они даже лижут их, чтобы лучше разобраться в запахе. А вот, вкусовые ощущения у них развиты слабо, для них важнее и аппетитнее запах, чем вкус еды (поэтому многим собакам нравится более мягкая еда). Единственный вкус, который они хорошо ощущают – это сладкое. Самым существенным недостатком, по сравнению с человеком, является более слабое зрение. Поэтому собаки лучше различают вещи, которые двигаются, чем стоят. Они не отличают красный цвет от зеленого (дальтоники), и даже некоторые оттенки синего. Кроме того, у них есть «мертвая зона» перед носом, где они ничего не видят, т.к. у них плохое бинокулярное зрение. Зато у них отличное периферийное зрение и способность видеть в сумерках.

Для собак намного больше, чем для людей, значим «язык тела», затем – нюх и слух. Исследования показали, что причиной аггресивности у собак нередко бывает чувство неуверенности в себе или тревожности, что является довольно опасным, поскольку такие собаки, как правило, кусают без предупредительного рычания.

ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛЕНИЯ У СОБАК

Период взросления у собак делится на 5 периодов, каждый из которых несет в себе определенные изменения в психологии и физиологии собаки.

1) послеродовой (неонатальный);
2) переходный;
3) социальный;
4) гормональный;
5) период взросления.

Кроме того, также важен и период беременности у суки. Все стрессы, происходящие у сук во время беременности, обязательно отражаются на психологическом самочувствии щенков.

Послеродовой период

Начинается с момента рождения щенка и длиться до 2-х недель. Физиологически щенки в это время еще неполноценны. Зрение и слух отсутствуют, движения замедленные и неуверенные, терморегуляция тела еще не действует, поэтому щенки нуждаются в тепле. Щенки непрерывно подают голос, чтобы суке было легче их находить, если они отползли куда-нибудь от гнезда. Естественно, что пока еще никаким «языком тела» они не владеют. Особенно плохо, если щенок одинок, поскольку человек не может полноценно заменить мать, а также окружение из братьев и сестер. В собачьей семье щенку легче постигать жизнь и нормально развиваться, поскольку собаки очень восприимчивы к подражательному поведению. Человек в качестве объекта подражания представлять не может. Нередкость, когда неумелые хозяева выращивают проблемных домашних питомцев, которые должным образом не социализированы, в результате чего, собаки страдают агрессивностью.
 
Социальный период

Период интенсивной социализации длится с 3 до 12 недель – в зависимости от способностей щенка. Кроме того, это зависит от породы собак и прочих внешних факторов. Щенки становятся очень активными. Они учатся взаимодействовать не только со своей матерью, но и с другими щенками. Устанавливается контакт с людьми, а также с другими животными, живущими в том же доме. Щенки начинают активно изучать окружающие их предметы. В играх с другими щенками щенок учится гавкать.
 
С 5 до 7 недель длится еще один важный период, когда изучая окружающий мир, щенок может чего-либо серьезно испугаться. А в период с 7 до 8 недель, изучая медкие предметы или опасные вещи, щенок может себя травмировать. Такой опыт дает щенку понятие, что окружающий мир отнюдь не такой радужный, как он первоначально думал. По этой причине нельзя отдавать ранее 2-х месяцев щенков новым хозяевам, поскольку новая обстановка дома и отрыв от родной семьи – это двойное потрясение для щенка, которое может навсегда повредить его неустоявшуюся психику.

В этот период закладывается характер будущей взрослой собаки, поэтому повреждения психики, полученные в этот период, будут практически не исправимы в его дальнейшей жизни. Это очень ответственный для заводчика период. Он должен предоставить возможность для щенков познакомиться со щенками других пород и возрастов, знакомить их с новыми людьми, с другими животными, новыми звуками или вещами. Если это сделать в столь раннем возрасте, то дальнейшая социализация собаки пойдет намного проще.

Гормональный период

Гормональная перестройка начинается с 12 недели и длится до 6-18 месяцев. Это время полового созревания. Период социализации не совпадает с периодом полового созревания. Социализация собаки начинается в более раннем возрасте и длится гораздо дольше, до 2-2,5 лет. В период гормональной перестройки у щенков окончательно устанавливается способность к мелкой моторике, движения становятся более осмысленными и точными. В этот же период щенки-кобели учатся задирать лапу. Кроме того, в этот период значительно прогрессирует у щенков способность к обучению.

Научно подтверждено, что собаки рассматривают семью своего хозяина в качестве стаи, поэтому они постоянно ищут свое место в иерархии этой «стаи». Также, как и некоторые люди, собаки стараются самоутвердиться и занять в этой «стае» место повыше. Они знают статус всех членов своей «стаи», но зачастую не знают, как себя вести в присутствии других людей или собак. Например, у некоторых очень самоуверенных в себе кобелей есть ложное представление о том, что и другие кобели, как и они, думают только о сексе, поэтому всем незнакомым им кобелям они пытаются показать свою крутость. Но собаки разные, большинство из них не думают о сексе 24 часа в сутки. Сексуально озабоченные кобели хуже обучаются, поскольку их мысли заняты другим и концентрация внимания на человеке отсутствует.
 
Поступки каждой собаки надо анализировать отдельно. На основе полученных результатов можно определить возможна ли или нет коррекция поведения собаки. Но, в общем и целом, поведение собаки зависит от 3-х факторов:

1) наследственность;
2) приобретенного ею жизненного опыта;
3) ее окружения.

Следует различать проблемы, возникшие у собаки вследствие ее наследственности, от проблем, возникших вследствие полученного ею отрицательного опыта жизни. Следует осознать, что наследственные проблемы у собаки требуют намного более упорного и постепенного исправления, чем проблемы плохого обучения. Кроме того, следует учитывать, что наследственные проблемы, если они очень существенные, могут быть вообще неисправимы. К счастью, наследственные проблемы встречаются гораздо реже проблем воспитания.

Проблемы воспитания собаки – это проблемы ее хозяина, а не собаки. Огромной проблемой представляется отсутствие необходимого умения или опыта обучения собаки у ее хозяина. Т.о. невоспитанная собака – это не проблема собаки, а ее хозяина. Не ее вина в этом.

Кроме того, не все хозяева способны создать гармоничное окружение для своего питомца. Не все из них желают поступиться своим бытовым комфортом ради собаки. Они не желают учитывать, что собака – это живое существо, а не – вещь, поэтому возникают конфликты. Вместо того, чтобы убрать в недоступное для собаки место вещь, постелить покрывало, чтобы что-либо не пачкалось, если, например, собаку не отучили с дества лазить по диванам и т.п., они предпочитают наказывать ее. И здесь конфликт с собакой неизбежен, поскольку она не понимает, что за какую-то вещь ее хозяин выложил уйму денег. Для нее все вещи одинаковы. Собака обижается на хозяина или еще хуже, начинает его бояться, и сразу же, как следствие – потеря контакта с хозяином и нежелание ему служить. Это также, не проблема собаки, а ее хозяина. Если, он так любит свои вещи, то ему не следовало бы брать собаку. Например, хозяин одной собаки жаловался, что его пес делает сексуальную садку на диванную подушку, из-за чего, он, хозяин, оказывался в «неудобном» положении перед своими гостями. Ему посоветовали просто убрать эту подушку в другую комнату, подальше от гостей. И конфликт был исчерпан.

Более серьезные проблемы при обучении собак, вызывает плохая наследственность. Например, если у собаки есть заболевание диабетом, то это следует учитывать при распределении учебных нагрузок. Для хронически больных собак программа обучения должна быть достаточно щадящей, а окружение наименее экстремальным. Также следует учитывать и последствия приема лекарственных средств.

Из всего, вышеизложенного можно сделать определенный вывод: проблемных собак гораздо меньше, чем проблемных хозяев.